Перейти к основному содержанию
  • Восстановить пароль

Меню учётной записи пользователя

  • Войти
  • RU
Государственное учреждение образования "Детский сад № 15 г.Слонима"
САЙТ НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ. Информация на страницах сайта может быть недостоверна

Основная навигация

  • Главная
    • Лицензирование
    • Режим работы. Структура
    • Цели, задачи. Устав
    • Руководство
    • Приём, перевод, отчисление воспитанников
    • История и традиции
    • События. Достижения. Итоги
    • Материальная база
    • Политика в отношении персональных данных
    • Противодействие коррупции
    • Первичная профсоюзная организация
    • Попечительский совет
  • Новости
    • Нормативные правовые акты
    • Личный прием
    • Обращения
    • Электронное обращение
    • Служба «Одно окно»
    • «Горячая линия»
    • «Прямая телефонная линия»
    • Административные процедуры
    • Вышестоящие организации
    • Педагогическое просвещение
    • Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь
    • Правовой вестник
      • МЧС
      • Безопасность в быту
      • Соблюдаем законы дорог
      • Безопасность детей в летний период
      • Безопасность детей в зимний период
      • Безопасный Интернет
    • Здоровый образ жизни
    • Организация питания
    • Группы с белорусским языком обучения
    • Маршруты выходного дня
    • Группы кратковременного пребывания
    • Платные образовательные услуги
    • Экзамены
    • Экстернат
    • Правила внутреннего распорядка
    • Деловой стиль одежды
    • Растим маленького патриота
      • ОО «БРПО»
      • Региональные карты помощи несовершеннолетним
      • Страница педагога-психолога
      • Страница педагога социального
      • Профилактика насилия в семье
      • Цени свою жизнь
      • Профилактика половой неприкосновенности несовершеннолетних
      • Система военно-патриотического воспитания в Гродненской области
      • Нормативное правовое обеспечение
      • Мероприятия военно-патриотической направленности в учреждении образования
      • Профориентационная работа
      • Военно-патриотический клуб «Наследие»
    • Поезд Памяти
    • ШАГ (Школа Активного Гражданина)
    • 6 школьный день
    • Волонтерская деятельность
    • Профилактика наркозависимости
    • Правовой вестник
    • Спорт для всех
    • Служба здоровья
    • Туристко-экскурсионная деятельность
    • Структура методической сети
    • Аттестация
    • Консультации и иные материалы работы с педагогическими кадрами
    • Правила педагогических работников
    • Карта сайта
    • Гостевая книга

Маршруты выходного дня

Строка навигации

  • Главная
  • Маршруты выходного дня

Маршруты по местам памяти ВОВ

Маршрут выходного дня для детей и родителей "Танк Т-34 – памятник воинам-освободителям г.Слонима"

Вид маршрута: автомобильный.

Возраст воспитанников: 5-7 лет.

Продолжительность по времени: 30 минут.

    Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

 Спросите у ребенка, знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

Расскажите, что 22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими рабами. Началась Великая Отечественная война, и люди пошли воевать, защищать свою землю. Нелегким был путь к победе. Много солдат и мирных жителей погибло в годы Великой Отечественной войны.

 Огромный вклад в победу внесла военная техника (авиация, артиллерия, боевые корабли, бронетехника). Особенно проявили себя танки Т-34. Их значение было очень велико. Быстроходность и меткость танков позволили переломить ход войны в пользу наших солдат.

 Поинтересуйтесь у ребенка: "Как вы думаешь, мы должны помнить о подвигах танкистов в годы Великой Отечественной войны?", "Как люди сохранили память о героических боевых танках? (о героях-танкистах написано в книгах, стихах, песнях; сняты кинофильмы; в городах и селах поставлены памятники и т.д.)".

Поясните, что слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Возводят памятник для того, чтобы помнить важное событие в жизни народа.

Ход экскурсии

 Предложите ребенку рассмотреть танк. Обратите внимание, что танк Т-34 находится на улице Первомайской, в городском сквере. Установили памятник в 1969 году к 25-летнему юбилею освобождения города Слонима. Танк не учувствовал в боях за Слоним, но принимал участие в сражениях Великой Отечественной войны. На танке число 107 обозначает дату освобождения г.Слонима: 10 июля 1944г. Эта первый танк, который вошел в г.Слоним при освобождении. Памятник грозно возвышается над площадью, никогда не выстрелит, напоминает о минувших событиях.

 Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как относятся к памятникам-героям войны? (возле памятника проходят основные мероприятия, торжества, следят за внешним видом танка, подкрашивают его, обновляют надписи, вокруг пьедестала сажают цветы).

 В завершение экскурсии можно сделать фото на память о выходном дне.

 После экскурсии рекомендуем:

·рассказать ребенку о своих родственниках-танкистах, участниках Великой Отечественной войны (если таковые имеются);

· разучить стихи о танкистах;

·рассмотреть иллюстрации танков разных конструкций;

·предложить ребенку нарисовать памятник-танк.

   Желаем вам приятно провести время!

Чтобы Вам и вашему ребенку в ходе экскурсии было интересно и познавательно, мы предлагаем дополнительный материал: игры, стихи загадки, упражнения.

 Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить

***

Танк Т-34

Этот танк – не музейный простой экспонат.

Он – герой, он – сражений железный солдат.

Под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге

Расписался он градом огня на враге.

Против вражеских «Тигров» и вражьих «Пантер»

Он сражался за Киров, за Брянск и за Днепр.

Боль от пуль и снарядов запомнил металл –

Этот танк в сорок пятом Берлин штурмовал!

   Евгений Шаталов

 ***

Башня, гусеницы, пушка

И мотор, как зверь, ревёт.

Это вовсе не игрушка,

В цель снарядом точно бьёт.

На войне незаменим

Бронированный мустанг,

Враг бежит, мы победим,

В бой идёт тяжёлый танк.

Евгений Шаталов

 Загадки, которые можно загадать детям

Машина боевая, чуть больше трамвая.

Впереди броня, быстрее коня! (Танк)

 

Он похож на вездеход,

Через грязь легко пройдёт.

Холм, канава не преграда.

Вмиг промчится так, как надо! (Танк)

 

Машину с пушкой в башне

Враги не любят страшно!

Она в сражении сумеет

Смять вражьих пушек батарею! (Танк)

 

Друг за дружкой монотонно

 Могут двигаться колонной,

 Аж подрагивает сочно

 На лесной дороге почва!

 (Танки)

Машина, будто для забавы,

Себе устроит переправу.

 И по дну реку, немедля,

Без проблемы переедет!

(Танк)

 

            Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте или дома

 Подвижная игра «Бомбардировщики/Танкисты».

 Ребенок, родитель становятся у стартовой линии. Перед ними на расстоянии в 3-4 метра в шахматном порядке расставлены кегли/позиции противника. У игроков в руках мячи/снаряды. По сигналу игроки прокатывают мяч вперёд, стараясь сбить как можно больше кегель противника. Выигрывает тот игрок, у кого будет сбито больше кегль. Играть можно командами.

 Пальчиковая гимнастика «Вышли танки на парад»

Вышли танки на парад.            шагают пальчиками по столу

Встали строем ровно в ряд.     ладони прижаты друг к другу

 Раз, два, три, четыре, пять,     соединяют попарно пальцы

Очень просто их считать.         правой и левой рукой

 

Маршрут выходного дня для детей и родителей "Братская могила советских воинов и партизан"

Вид маршрута: автомобильный.

Возраст воспитанников: 5-7 лет.

Продолжительность по времени: 30 минут.

После экскурсии рекомендуем:

· рассказать ребенку о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны (если таковые имеются);

·  разучить стихи о Дне Победы;

·  рассмотреть иллюстрации, фотоальбомы о защитниках Отечества;

· предложить ребенку нарисовать, что больше всего ему понравилось во время экскурсии.

 Желаем вам приятно провести время!

 Чтобы Вам и вашему ребенку в ходе экскурсии было интересно и познавательно, мы предлагаем дополнительный материал: игры, стихи загадки, упражнения.

Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить

***

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

                                         Михаил Исаковский

 ***

Спасибо Героям, спасибо Солдатам,

Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!

Вы кровью и потом добыли Победу.

Вы молоды были, сейчас – уже деды.

Мы эту Победу – вовек не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Пусть счастье и радость живут на планете!

Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!

                      Ольга Маслова

 

 ***

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

                                                Н. Найденова

 

           Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком

на маршруте или дома

Игра на координацию движений «Солдат»

На одной ноге постой-ка,        

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый

Пальчиковая гимнастика «Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идем.      Пальцы бодро «маршируют» по столу.

В нашу армию, ребята,         Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх

Просто так не попадешь.      и покачивается влево-вправо.

Нужно быть умелыми,           Ладонь вверх, пальцы растопырены,     

Сильными и смелыми.           сжимаются и разжимаются.   

Маршрут выходного дня для детей и родителей "Сквер 55 годовщины Победы над фашизмом и воинов интернационалистов"

Вид маршрута: пешеходный.

Возраст воспитанников: 5-7 лет.

Продолжительность по времени: 30 минут.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

Спросите у ребенка, знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне и воинах интернационалистах.

Расскажите, что 22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории Беларуси. Это день начала войны. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами: школьники готовились к выпускному балу, девочки играли в «дочки-матери», мальчики скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами... И никто не подозревал, что счастливую мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты. И люди пошли воевать, защищать свою землю.

Долгих 4 года шла война. Много солдат и мирных жителей погибло в годы Великой Отечественной войны.

Была еще одна война, война в Афганистане (1979-1989) – одна из самых трагических страниц в истории советского народа, память о которой хранится до настоящего времени. В Афганистане солдаты и офицеры Советской армии вели свою войну, не похожую на все другие войны. Это была война без тыла и без линии фронта, героическая и трагическая, в два раза длиннее, чем Великая Отечественная.

Многие с той войны вернулись окрепшими, возмужавшими, их грудь украсили ордена и медали. Награды за мужество, отвагу и честь. Но многим не суждено было вернуться к родному порогу.

В память о тех, кто учувствовал в этих войнах был установлен камень и заложен сквер в г. Слоним на ул. Коссовский тракт.

Поинтересуйтесь у ребенка: «Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях; сняты кинофильмы; в городах и селах поставлены памятники, обелиски, заложены скверы и т.д.)».

Объясните ребенку, что такое сквер (сквер – благоустроенная и озеленённая территория внутри жилой застройки. Сквер – объект озеленения города, размещается обычно на площади, перекрёстке улиц, либо на примыкающем к улице участке квартала).

Спросите у ребенка, знает ли он, кто такие «воины-интернационалисты» (это воины, которые выполняли свой боевой долг за пределами границ своей родной страны).

Вот мы находимся у памятного места для жителей г. Слонима – у камня, установленного в сквере, который был заложен в честь 55 годовщины Победы над фашизмом и воинов интернационалистов.

Ход экскурсии

Предложите ребенку рассмотреть памятный камень. Это массивный камень, на котором закреплена мемориальная доска. Обратите внимание, что он установлен небольшом сквере по улице Коссовский тракт в Слониме с 2000 года.

Память о тех событиях увековечена не только в обелисках и памятниках, она живет в наших сердцах. Мы благодарны защитникам Родины и воинам интернационалистам за их подвиг.

Предложите ребенку возложить цветы к памятному камню.

В завершение экскурсии можно сделать фото на память о выходном дне.

 После экскурсии рекомендуем:

• рассказать ребенку о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, воинах-интернационалистах (если таковые имеются);

•разучить стихи о Дне Победы;

•рассмотреть иллюстрации, фотоальбомы о защитниках Отечества и воинах-интернационалистах;

•предложить ребенку нарисовать, что больше всего ему понравилось во время экскурсии.

Чтобы Вам вашему ребенку в ходе экскурсии было интересно и познавательно, мы предлагаем вам дополнительный материал: стихи, загадки, игры, упражнения.

Стихотворения, которые можно почитать ребенку или заучить:

День Победы

Майский праздник ‑ 

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды 

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

               Т. Белозеров

 Старый снимок

Фотоснимок на стене –

В доме память о войне.

Димкин дед

На этом фото:

С автоматом возле дота,

Перевязана рука,

Улыбается слегка…

Здесь всего на десять лет

Старше Димки

Димкин дед.

            С. Пивоваров

Никто не забыт

«Никто не забыт и ничто не забыто» —

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет,

И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

                                            А. Шамарин

Загадайте ребенку загадки:

Если расцвели тюльпаны,

Значит скоро ветераны -

Наши прадеды и деды

Встретят праздник ....

(День Победы)

 

Небо светом озарится.

Загрохочет там и тут.

И над нами заискрится

Яркий, праздничный .... (Салют)

 

Он на фронте воевал.

И давно седым уж стал.

По-военному одет,

Ветеран войны – мой .... (Дед)

 

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется .... (Танкистом)

 

Игры, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте:

Пальчиковая гимнастика «Наша армия»

Аты – баты! Аты – баты!    (поочередно шагают указательным и средним 

На парад идут солдаты.           пальцами то правой, то левой руки)

Вот идут танкисты,

потом артиллеристы,

А потом пехота                        (по очереди соединяем подушечки                

Рота за ротой.                           пальцев, начиная с большого пальца)

Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»

Пальцы эти - все бойцы,           Дети показывают ладони    с выпрямленными пальцами.

Удалые молодцы.                     Сжимают и разжимают пальцы.

Два - больших и крепких малых.   Пальцы сжаты в кулак, подняты только    большие.

И солдат в боях бывалых.

Два- гвардейца- храбреца,         Показывают указательные пальцы.

Два- сметливых молодца.         Показывают средние пальцы.

Два -героя безымянных,          Показывают безымянные пальцы.

Но в работе очень рьяных.

Два мизинца - коротышки-       Показывают мизинцы.

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять -     Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке.

Будем молодцов считать.         Сжимают и разжимают пальцы.

Пальцы встали дружно в ряд.      Показывают ладони, разводят в стороны  пальцы и сводят их.

Десять крепеньких солдат.        Хлопают в ладоши.

Маршруты культурного отдыха

Маршрут выходного дня для детей и родителей "Альтернативный зоопарк «Эдемский сад», Жировичи"

Ход экскурсии

Предложите ребенку погулять по территории зоосада. Обратите внимание на внешний вид животных, условия проживания.

Спросите у него, каких животных он знает? Пусть расскажет вам о них (внешний вид, повадки, как и чем питается).

После экскурсии рекомендуем:

рассказать ребенку о тех животных, которых он увидел впервые;

разучить стишки, песенки о диких и домашних животных;

рассмотреть картинки и иллюстрации в энциклопедиях о животных.

  Желаем вам приятно провести время!

Чтобы ребенку в ходе экскурсии было интересно и познавательно, мы предлагаем дополнительный материал: игры, стихи, загадки, упражнения.

 

Стихотворения, которые можно разучить вместе ребенком

 

Что за странный олененок?

Он решил, что он осленок.

Повторял он целый день:

«Я осел, я не олень!»

И тогда сказала мама:

«До чего же ты упрямый!

Чуть с ума меня не свел.

Может, правда, ты осел?»

                                  А. Барто

Вовсе не преграда дверь –

На чердак пробрался зверь.

Ни собака и ни кот, -

Толстый полоскун – енот.

Хищник ночью, соня днем,

Любит лес и водоем.

А холодною зимой

Из норы он ни ногой!

                            Т. Кайзер

 

  Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте или дома

Пальчиковая гимнастика «Мишка – лежебока»

 

Мишка, мишка, лежебока!      Сжимать разжимать кулачки.

Спал он долго и глубоко,       Сложенные вместе ладошки положить под голову.

Зиму целую проспал

И на елку не попал,           Сцепить вместе растопыренные пальчики обеих рук.

И на санках не катался,        Положить кулачок правой руки на тыльную сторону 

И снежками не кидался,       левой «санки».

Все бы мишеньке храпеть.      Имитация лепки снежков.

Эх ты, мишенька – медведь!    Сжимать и разжимать кулачки. 

Игра на координацию речи с движением

Слон шагает по дороге.

Вот так хобот!

Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный рост.

(имитировать действия по тексту стихотворения)

Маршрут выходного дня для детей и родителей «Посещение библиотеки»

Вид маршрута: пешеходный

Возраст воспитанников: 5-7 лет

Продолжительность по времени: 30 минут

Содержание беседы с ребенком по ходу движения по маршруту.

Спросите у ребенка, знает ли он, что такое библиотека.

Расскажите ребенку, что библиотека, в переводе с греческого –«библио» - книга, «тека» - хранилище, то есть «хранилище книг». Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. Они назывались «домами папируса» и «домами жизни». Создавались они при дворцах и храмах.

 Расскажите, как создавались первые книги. Писать люди научились раньше, чем делать бумагу и поэтому использовали камень – высекали на нём буквы. Но камень неудобный для письма материал, так как он твёрдый, жёсткий и тяжёлый. Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. На еще влажной и мягкой глине писец острой палочкой выдавливал слова – значки. Потом глиняную дощечку сушили и обжигали. Несколько табличек одинакового размера стали называть глиняными книгами. Египтяне писали на папирусе(растение).

Раньше были и деревянные книги. Делали их так: на страницы-дощечки наливали расплавленный воск и разглаживали его. По застывшему воску писали острой палочкой, затем несколько дощечек соединяли шнуром в книжечку. Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста – это наружная часть берёзовой коры. Писать на бересте удобно, но для книг она не годилась.  Писали и на пергаменте, который изготавливали его из шкур овец и телят. Затем появился новый материал-бумага.

Вот мы и пришли в библиотеку.

Ход экскурсии

Расскажите ребенку о том, что зал, в котором можно почитать книги, называется читальным. Здесь уютно, тихо и спокойно. В этом зале много не только книг, но и журналов и газет. Ребята приходят сюда почитать книги, посмотреть журналы, поиграть в игры. Зал, в котором выдают книги на дом, называется абонентным. Выдает книги читателям библиотекарь. Все книги стоят на стеллажах.

Ребенок должен понять, что в библиотеке книги не покупаются, а берутся во временное пользование. Выбранную из огромного разнообразия книгу, можно взять только после записи в формуляр читателя. После прочтения книга должна быть возвращена в нужный срок в целости и сохранности.

При выборе книг можно воспользоваться помощью библиотекаря. Он укажет на расположение книг по тематике и возрастным группам читателей. Позвольте ребенку первую свою книжку выбрать самостоятельно. Ненавязчиво предлагайте ребенку книги, которые на ваш взгляд соответствуют возрасту и интересам ребенка. Можно заинтересовать книжками, которые вы сами читали в детстве.

После экскурсии рекомендуем:

почитать вместе с ребенком книгу, которую вы взяли в библиотеке;

рассмотреть иллюстрации, фотоальбомы о библиотеке;

разучить стихотворение «Как хорошо уметь читать»;

предложить ребенку нарисовать, что больше всего понравилось ему во время экскурсии.

Желаем вам приятно провести время!

Чтобы Вам и вашему ребенку в ходе экскурсии было интересно и познавательно, мы предлагаем дополнительный материал

 

Дом книг

О, сколько в этом доме книг!

Внимательно всмотрись –

Здесь тысячи друзей твоих

На полках улеглись.

Они поговорят с тобой

И ты, мой юный друг,

Весь путь истории земной

Как бы увидишь вдруг…

                    С. Михалков

Будем с книгой дружить!

В библиотеке для ребят

На полках книги в ряд стоят

Бери, читай и много знай,

Но книгу ты не обижай.

Она откроет мир большой,

А если сделаешь больной

Ты книжку – навсегда

Страницы замолчат тогда.

                    Т. Блажнова

Итак, библиотека

Итак, библиотека, картотека,

Наброски, сноски, выписки, мечты.

И вдруг ты набредёшь на человека,

Который занят тем же, что и ты.

Откуда он? Как мог он породниться

С мечтой неясной, с замыслом твоим?

И кажется, что светится страница,

В прекрасный час написанная им.

И радуешься ты ему как брату,

А если он уже землёю взят,

Ты ощутишь как свежую утрату

То, что случилось, может, век назад.

                       Валентин Берестов

Маршрут выходного дня для детей и родителей «Городской парк культуры и отдыха»

Вид маршрута: автомобильный

Возраст воспитанников: 3- 6 лет

Продолжительность по времени: 40 минут

Содержание беседы с ребенком по ходу движения по маршруту

Спросите у ребенка, знает ли он, что такое парк. Расскажите, что парк – это очень важное место для города. Это легкие города. Многие люди любят выезжать на природу за город. Но гораздо удобнее и приятнее, когда посередине города есть островки живой природы. Там можно уединиться наедине с природой в любое время. Парк – это специально выделенная для культурного отдыха открытая озелененная территория в городе.

Поинтересуйтесь у ребенка: «Нравится ли тебе это место?»

Предложите посмотреть и рассказать, что ему больше всего нравится в парке. Предложите прогуляться по парку и найти интересные композиции, малые архитектурные формы, которые есть в парке.

Ход экскурсии

 Кроме растительности, в парке можно найти разные фигуры (зубр, олени, гигантский пес, ученый кот, лошадь). Есть разные композиции: авто, мосток, ладья, корабль. Имеется «Аллея влюбленных», летняя сцена с танцплощадкой, спортивные тренажеры. Есть горки и игровые площадки. Предложите ребенку их найти.

Поинтересуйтесь, для чего нужна в парке сцена, кто на ней может выступать. Расскажите, что в парке празднуются многие городские праздники: «Масленица», «Купалье», «День Победы» и др.

 Рядом с парком протекает канал Агинского. Понаблюдайте за тем, как в канале плавают уточки и предложите их покормить. Расскажите ребенку, что в парке есть и спортивные тренажеры. Уточните, для чего они нужны. Предложите на некоторых позаниматься.

В завершение экскурсии можно сделать фото на память о выходном дне.

После экскурсии рекомендуем:

· Предложить ребенку нарисовать, что больше всего ему понравилось во время экскурсии в парке.

· Рассмотреть фотографии, сделанные в парке во время экскурсии и рассказать, что на них изображено.

Желаем Вам и вашему ребенку приятно провести время!

Чтобы Вам и вашему ребенку в ходе экскурсии было интересно и познавательно, мы предлагаем дополнительный материал: игры, стихи, загадки.

 

Стихи, которые можно почитать ребенку

***

Жёлтый одуванчик

 

Жёлтый одуванчик, радужный цветок,

На газоне в парке отцветал свой срок.

 

Я же на скамейке отдохну чуть-чуть

И продолжу снова свой по жизни путь.

 

Парк он вдохновляет, тишина, тенёк.

Яркий одуванчик, ласковый дружок.

Грусти и печали здесь уходят вдаль,

И, признаюсь, это мне совсем не жаль.

 

Где-то там остались стёкла и бетон,

И асфальт горячий, городской трезвон.

Парк, он навевает песни о простом,

Душу, что ласкают и всё дело в том.

 

Посижу немножко, просто отдохну,

Видеть мне приятно зелени страну.

Ну, а одуванчик, он раскрепостит

И прохладу парка выпить разрешит.

Никого народу в парке городском.

 

Все в делах, в заботах, жизненных при том.

Мне же надоела эта суета

И вот отдыхаю в парке, красота!

                    Смолюк Андрей

 ***

В парке

Детям лучше нет подарка,

Чем аттракционы парка.

С мамой мы на « рыбку» сели

Закружились карусели.

 

В ней плывём, как по волнам,

Я смотрю по сторонам:

Надо мной огни искрятся,

Всюду дети веселятся.

 

А потом мы на качели

С мамой к облакам летели.

Нас меж клёнов и берёз

Паровоз по парку вёз.

 

Колесо-то обозренья,

Что же стало вдруг со зреньем

Вдруг деревья стали ниже

Ну, а мы всё выше, выше.

 

Пешеходы и машины

Уменьшались без причины.

Облака - рукой коснуться,

Но пора к земле вернуться.

 

Вновь деревья стали выше

Смех ребят мы снова слышим.

Был отличный выходной!

Только жаль, пора домой.

                            Галина Рукосуева

 Игры, в которые можно поиграть с ребенкомна маршруте или дома

«Настроение»

В парке настройтесь на гармоничный контакт с окружающей природой. Ребенок тут же чутко перестроится вслед за вами. Не спешите. Постойте, послушайте пение птиц. Спросите, как он думает, о чем поют птицы. Выскажитесь и сами. Ребенку будет интересно ваше мнение. Может, птицы радостно приветствуют именно Вас, вашу дружную семью. А может?..

«К кустику беги!»

Устройте перебежки. Мама командует: "Раз, два, три - к березе беги!" Папа и малыш бегут, взявшись за руки (чтобы ребенок не упал, ненароком зацепившись за ветку). Добежав, папа может спросить:

"А как ты узнал, что это береза?" Можно сбегать и к дубу, и к кустам.

А можно с мамой спрятаться от папы за кустом и кричать: "Ау! Ищи нас, мы спрятались за кустом!"

В прятках и перебежках малыш привыкает активно двигаться. Ориентировка в пространстве сочетается с яркими голосовыми реакциями, ребенок незаметно для себя точно называет объекты, определяет свое местоположение: около куста, за дубом, под березой.

«Кто чей родственник?»

Предложите малышу найти как можно больше родственников березы (дуба, яблони и т.д.) - "бабушку", "дедушку" (старые деревья), "сестер", "детей" и объяснить свой выбор. Выполняя ваше задание, ребенок сначала объединяет деревья по сходству (в данном случае - все они березы), а затем среди похожих находит отличия (старые-молодые, большие-маленькие, толстые-тонкие).

«Прятки с деревом»

Выберите дерево, которое больше всего понравилось, пусть он запомнит его по запаху, потрогает кору. Затем отведите малыша в сторону, завяжите ему глаза, подведите к другому дереву и попросите найти несоответствие и объяснить его.

 «Привал»

Не предлагайте ребенку напрямую отдохнуть. Вы же знаете - он запротестует, ему хочется двигаться вместе с вами все дальше и дальше, где непременно ждет неизведанное. Лучше скажите: "А теперь усядемся все дружно, откинем головы на спинку скамейки и посмотрим вверх". В пронзительно синем небе медленно плывут легкие белые облачка. На что они похожи? Одни скамейки в тени - другие на солнце. Почему мы сели в тени? Какая скамейка на ощупь? А та, которая на солнце? Малышу интересно ощущать тепловые различия. Понравилось? Тогда приложи руку к стволам деревьев: где прохладно, где горячо? Почему?

Краеведческие маршруты

Маршрут выходного дня для детей и родителей «Усадьба Пусловских «Альбертин» в Слониме»  

Вид маршрута: пешеходный

Возраст воспитанников: 4-7 лет

Продолжительность по времени: 30 мин

Содержание беседы с ребенком дома и по ходу движения по маршруту 

 В преддверие поездки, предложите ребенку рассмотреть иллюстрации Усадьбы Пусловских.

 Расскажите о том, что Усадьба Пусловских «Альбертин» в Слониме является памятником усадебно-парковой архитектуры. Построен комплекс в первой половине 19 века в стиле позднего классицизма. Усадьба – в архитектуре, это отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и различных построек, а также включает в себя приусадебный парк.

Войтех Пусловский - первый хозяин этой усадьбы, имел три сына: Альберта, Магдалина и Тита. Однако любимцем отца был именно Альбертин. Отец души не чаял в сыне, поэтому после трагической и весьма странной смерти Альберта, вся усадьба была названа его именем (до этого усадьба носила имя Юрзники).

 Предложите ребенку посетить окрестности усадьбы и рассмотреть, что же там сохранилось до наших дней.

 

Ход экскурсии

 После приезда, покажите и расскажите ребенку, что вход на Усадьбу начинается с въездной брамы. Далее нужно идти по тропе – она ведет к главному зданию – Усадьбе Пусловских. Усадебный дом назывался праздничным дворцом. Фасад двухэтажного здания украшен портиком с четырьмя колоннами. По обеим сторонам лестницы можно заметить мраморные скульптуры львов и массивные вазы. Изображения львов можно встретить не только здесь. Золотой лев присутствует на гербе Слонима. Некоторые люди устанавливают скульптуры львов на своих участках.

 Расскажите о том, что Усадебный комплекс состоял из трёх домов: зимнего дворца, праздничного дворца и летнего дворца. Кроме этого, на территории находились подсобные помещения, где жила прислуга, находились коптильни, маслобойня и прочее.

Подойдите с ребенком к озеру, рассмотрите его и расскажите историю связанную с озером. По одной версии, Альберт случайно утонул в озере вместе со своей дочерью, по другой – во время восстания хотел скрыться за озером и там пропал. При нём были драгоценности, которые и по сей день кладоискатели пытаются найти в окрестностях озера (кстати, это озеро тоже носит название Альбертин).

Затем пройдитесь по парку, рассмотрите деревья и прислушайтесь к звукам природы. 

 

После экскурсии рекомендуем:

 - рассмотреть иллюстрации, фотоальбомы с изображением Усадьбы Пусловских;

 - предложить ребенку рассказать, что больше всего понравилось ему во время экскурсии. 

Желаем вам приятно провести время!

 

 Чтобы Вам и вашему ребенку в ходе экскурсии было интересно и познавательно, мы предлагаем дополнительный материал:

 

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ СТИХИ ПРО РОДИНУ

- Что значит: Родина моя? –

Ты спросишь. Я отвечу:

- Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

(Н. Полякова)

 

Родина

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идём.

(В. Степанов)

 

Что такое Родина наша?

Солнце, лес, дыхание пашен,

Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,

И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина – труд и праздник,

Сто дорог для тебя самых разных,

И любовь твоя к папе и к маме,

И ты сам – не один, а с друзьями.

(А. Костецкий)

Маршрут выходного дня для детей и родителей «Слонимский краеведческий музей имени И.И. Стабровского»

Вид маршрута: автомобильный, автобусный.

Возраст воспитанников: 5-6 лет.

Продолжительность по времени: 30-40 минут.

Содержание маршрута

 Дорогие наши родители! Вы были в нашем замечательном музее? Если нет, то обязательно посетите вместе с детьми это незабываемое место. У дверей вас встретят приветливый экскурсовод, который поможет всей вашей семье окунуться в незабываемый и неповторимый мир музея, и вы обязательно узнаете много нового и интересного о своей малой родине.

Перед тем, как отправиться в музей, расскажите ребенку, что Слонимский районный краеведческий музей имени И.И.Стабровского - один из старейших музеев Гродненской области. Основан музей археологом и краеведом Иосифом Иосифовичем Стабровским. Потомственный дворянин, полковник русской армии, он всю жизнь посвятил изучению и сбору истории своей родины.

    Впервые музей открыл свои двери для посетителей 20 сентября 1929г. В трех экспозиционных залах расположен «Отдел природы», в шести – «Отдел истории» от древнейших времен до современности. Общий музейный фонд включает в себя более 30000 экспонатов, среди которых есть очень редкие и уникальные.

И для начала, вам необходимо определиться, какую из экспозиций вы бы хотели посетить:

«Отдел природы»,

«Отдел истории».

 

Ход экскурсии

 Если вы выбрали «Отдел природы» (он находиться на первом этаже),

обратите внимание детей на то, что в выставке имеются материалы о происхождении жизни, о геологическом строении Земли, о развитии жизни на земле, а также характеристика Слонимского района. Здесь можно увидеть красивейшие места Слонимщины, которые характеризуют рельеф и богатую растительность: Бездонное озеро (существуют легенды о его возникновении); дуб-гигант, которому свыше 250 лет; расколотый камень, высота которого около 4 м.

 Привлекает внимание коллекция минералов и камней: гранит, горный хрусталь, обсидиан, диорит, шпат полевой, гипс, ортоклаз и кварц.

Внимательно рассмотрите экспозиции окаменелостей и отпечатки животных и растений, живших в разное геологическое время. Палеонтологические находки свидетельствуют о том, что в ледниковый период на территории Слонимщины жили мамонты, большерогие олени, шерстистые носороги.

Во втором зале отдела природы представлена флора и фауна Слонимского района по четырём порам года.

 Спросите у ребенка, узнал ли он того или иного зверя, животный мир разнообразен. Это представители лесных, открытых, водных и околоводных пространств. В экспозиции вы увидите обитателей леса, луга, рек и озёр. В центре зала обращает на себя внимание бурый медведь. Слева демонстрируются экспонаты, связанные с водой. Здесь можно увидеть рыб: щуку, карпа, окуня и других. Здесь же размещаются водоплавающие птицы, среди которых и лебедь-шипун, а также звери: бобр, выдра и норка.

 В третьем зале отдела природы привлекает внимание диорама с представителями лесной зоны. Здесь можно увидеть грациозную косулю, проворную белку, зайца. В экспозиции представлены и хищные птицы. Поинтересуйтесь у ребенка, узнал ли он наших братьев меньших. Каждый представитель животного мира в экспозиции имеет подробную этикетку, которая познакомит Вас и вашу семью с положением животного в систематическом ряду, условиями жизни и обитания.

 Обязательно обратите внимание детей, что многие представители флоры и фауны в Слонимском районе занесены в Красную книгу. К сожалению, численность их сокращается с каждым днём. В экспозиции можно увидеть чёрного аиста, орла беркута и других.

 Только здесь вы сможете увидеть неповторимость и красоту родной природы, научиться беречь, охранять и приумножать её богатства.

  Если вы выбрали «Отдел Истории» (он находиться на втором этаже), который состоит из пяти залов, в них раскрыты следующие темы: археология края, древний город Слоним, край в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, Слонимщина в годы Отечественной войны 1812 г., экономическое развитие и культура Слонимщины в конце 19 - начале 20 веков. Представлены события 1-й мировой войны, край в составе Польши (1920-1939), события Великой Отечественной войны и заканчивается экспозиция темой - слонимчане – участники Афганской войны.

 Обратите внимание детей на экспозицию первого зала, которая начинается с разделов, характеризующих эпоху первобытнообщинного строя на Слонимщине. Представлены орудия труда палеолитической эпохи периода мезолита 9-е тыс. до н. э.: кремневые ножевидные пластины, наконечники для копья и стрел, скребки, кремневые и каменные топоры, остроконечники, фрагменты керамической посуды, каменные зернотёрка и мотыги, шлифованные каменные топоры.

 Далее экспозиция рассказывает о возникновении древнего города Слонима. Раскопки на замчище в центре современного города показали, что город Слоним возник в 11 веке и являлся развитым ремесленным, торговым центром. В экспозиции представлены коллекция керамики, железных изделий, изделий из кости, в том числе и кусочек шахматной фигуры, часть ткани древних слонимчан, кожаная обувь – женская и мужская, шиферные пряслица, стеклянные украшения женщин.

  Далее в экспозиции рассказывается про вхождение Слонима в состав Великого княжества Литовского и об участии Слонимского полка в Грюнвальдской битве. В витрине представлены доспехи немецких крестоносцев, первое огнестрельное и боевое колющее, режущее оружие (15-18в.в.).

  Расскажите ребенку, что когда старостами Слонима были Лев Сапега (16-17 в.в.) и Михаил Казимир Огинский (2-я пол.18 в.), то Слоним расцвёл. Во времена М.К.Огинского современники называли город «Полесскими Афинами».

Экспозиция этого зала отражает и события Отечественной войны 1812 года. Самым уникальным экспонатом является бронзовый бюст Наполеона, представлено кремнёвое русское оружие первой половины 19 в. и военное обмундирование того времени.

 Далее, не менее захватывающий зал, посвящённый 1-й мировой войне, где представлен уникальный фотоальбом И.Стабровского - участника 1-й мировой войны; документы, немецкие деньги, фото Слонима в огне в 1915 году, паспорт беженки, открытки, холодное оружие.

 Обратите внимание детей на предметы сельского и городского быта конца 19 начала 20 веков. Это и одежда крестьянская, самотканые ручники, покрывала, посуда глиняная, серванты из дуба ручной работы, часы французские; сельскохозяйственный инвентарь, ткацкий станок 18 века, одежда, предметы быта крестьян, которые дают представление о тяжёлой жизни и изнурительном труде населения Слонимщины.

 Теме «Слонимщина в период великой Отечественной войны 1941-1945гг.» посвящена экспозиция следующих двух залов (7-го и 8-го). Экспозиция зала начинается материалами, рассказывающими о героической обороне Слонимщины в первые дни войны. Экспонируются фотографии командиров, солдат и офицеров 121, 143 и 155стр. дивизий, оборонявших город 23-25 июня 1941 года, священные реликвии - оружие, боевое снаряжение, личные вещи, найденные при раскопках в братских могилах (наручные часы, зеркала, расчёски, медальоны). Рассказывается о генерал-майоре Хацкилевиче М.Г., командире 6-го мехкорпуса, который погиб в июне 1941 года и похоронен в братской могиле в д. Клепачи Слонимского района. Далее экспозиция посвящена оккупационному периоду на Слонимщине, который длился три года. На стендах представлены личные пропуска жителей, объявления оккупационных властей, фотографии виселицы в центре города, внутреннего вида подвала жандармерии, орудия пыток, ключи от слонимских тюрем, резиновая и кожаная плети. В отдельной витрине помещены личные вещи немецких солдат войск «СС»: кольца с черепом и костями, ручки, зажигалка.

 Рассмотрите с детьми экспозиции, в которых представлены документальные материалы о деятельности партизанских отрядов. Здесь экспонируются фотографии партизан, командиров отрядов и бригад, их оружие, ордена, документы. Экспонируются газеты, листовки, печатный станок, на котором печатались подпольные издания в годы войны. Представлены наши земляки – Герои Советского Союза – Жданов Павел Ильич, подполковник, командир стрелкового полка; Пищикевич Борис Тарасович – участник форсирования Днепра, Синичкин Фёдор Михайлович – командир Ленинской партизанской бригады. При освобождении Слонимщины погиб Герой Советского Союза, разведчик Кузьма Савельевич Гнедаш, командир оперативно-диверсионного центра разведотдела штаба 1-го Белорусского фронта и радистка Клара Трофимовна Давыдюк, материал о них размещен в экспозиции.

  В последнем зале экспозиции размещены материалы слонимчан - участников Афганской войны: фотографии, документы, награды, письма, афганские открытки, деньги, статуэтка из кости 19 века, пороховница из кожи, кнут для погонщика мулов, серебряные украшения афганских женщин, военное снаряжение воинов-интернационалистов.

  Обратите внимание, что в зале размещены портреты, награды, письма четырёх погибших слонимчан - Комлева Владимира Владимировича- прапорщика старшины танковой роты; Мысливца Сергея Сергеевича - младшего сержанта; Скока Анатолия Ивановича - младшего сержанта; Ясюкевича Ивана Тадеушевича - старшего лейтенанта, командира взвода.

После экскурсии рекомендуем:

Экспозиция «Отдел природы»:

попросите ребенка рассказать, что ему понравилось и запомнилось больше всего;

загадайте загадки о животных;

вспомните, какие животные занесены в Красную книгу, еще раз дома рассмотрите книгу с изображением животных;

разучите стихотворения о животных;

совместно нарисуйте животных, которые обитают на территории Беларуси и у нас на Слонимщине.

Экспозиция «Отдел истории»

расскажите ребенку о своих родственниках, участниках Великой Отечественной Войны (если такие есть);

разучите стихи о Дне Победы;

прочитайте произведения, посвященные Великой Отечественной войне и партизанам;

вместе посмотрите фильмы о войне, о героях войны и их подвигах;

предложите ребенку нарисовать то, что больше запомнилось и впечатлило его.

Желаем Вам приятно провести время!

Чтобы Вам и вашему ребенку было интересно и познавательно в ходе экскурсии, предлагаем Вам дополнительный материал по экспозициям:

«Отдел природы»

Загадки:

Через поле напрямик

Скачет белый воротник.

Ответ: (Заяц)

***

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!

Ответ: (Зайчик)

***

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Ответ: (Ёжик)

***

Маленький росток, длинный хвосток,

Серая шубка, острые зубки.

Ответ: (Мышка)

***

Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки все грызёт.

Ответ: (Белка)

***

Под кустом, под ярусом лежит пояс градусный

Ответ: (Змея)

***

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, и кур в деревне крадёт.

Ответ: (Лиса)

***

Не говорит и не поет,

А кто к хозяину идет - знать дает.

Ответ: (Собака)

***

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завиты рога.

Ответ: (Баран)

***

Облачко на ножках,

Ходит по дорожкам.

Ответ: (Овечка)

***

Он не любит свет дневной.

Проживает под землёй,

Землю роет, роет, роет -

Каждый день метро он строит.

Ответ: (Крот)

***

Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход!

Ответ: (Бобры)

***

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Ответ: (Медведь)

***

Кто зимой холодной,

В лесу ходит злой и голодный?

Ответ: (Волк)

***

Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, - человек.

Но в век машины и мотора, боюсь,

В отставке буду скоро.

Ответ: (Конь, Лошадь)

***

С подстриженной гривой,

Скачет ретиво,

Чуть шпорами тронь,

Кто же это? ...

Ответ: (Конь)

***

Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла.

Ответ: (Корова)

***

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова.

Ответ: (Коза)

***

Борода да рожки

Бегут по дорожке.

Ответ: (Козел)

***

Пришла из леса птичница

В рыжей шубке -

Кур посчитать.

Ответ: (Лиса)

***

В лесу обитает,

Дичью питается да в курятник забирается,

Хитрым зверем называется.

Ответ: (Лиса)

 

Стихи о животных:

Медведь

Я медведь живу в лесу,

Зимой в берлоге крепко сплю.

А когда придёт весна,

Просыпаюсь я от сна.

И брожу в густом лесу.

Друзей лесных своих ищу.

Лиса

Я хитрая лисица.

Живу в густом лесу.

Мышей, птенцов и зайцев,

Уж очень я люблю.

А если до деревни,

Тихонько доберусь,

То берегитесь куры,

И вкусный, жирный гусь.

Ёж

На спине моей иголки,

Я живу под пнём у ёлки,

Хоть я маленький зверёк,

Но в иголках моих толк.

Даже волка и лису,

Обмануть могу в лесу.

Волк

Я сердитый, серый волк.

Я в зайчатах знаю толк.

На тропе моей лесной,

Не ищи ты встреч со мной.

Если только догоню.

В раз тебя я проглочу.

Заяц

Заяц, он живёт в лесу,

Боится встретить он лису.

Быстро бегает по горкам,

И грызёт кору у ёлки.

Чтобы скрыться от лисы.

Шубку он меняет.

Зимой белая она, весной серая бывает.

Белка

У меня пушистый хвост,

Ну а глазки зорки.

Я живу в дупле большом,

На высокой ёлке.

Быстро я сорву грибок,

Съем его у ёлки,

Но, а шишек наберу,

И в дупло скорей несу.

 

  «Отдел истории»

Стихотворения, которые можно почитать ребенку, или заучить:

Мы сегодня отмечаем

Праздник важный для страны,

В День Победы всем желаем,

Чтобы не было войны,

У детей пусть будет детство,

Не должны они страдать,

Ну а взрослые не будут

Убивать и воевать!

***

Мы, конечно, малыши,

Но праздник главный знаем!

Поздравляем от души

Наших ветеранов.

Мы желаем в День Победы

Ветеранам дорогим

Счастья и здоровья дедам,

И поклон мы дарим им!

***

Пусть сегодня солнышко

Радостно проснется,

Глянет к нам в окошко,

Ясно улыбнется,

Ветерок-проказник

Пусть разгонит беды,

Ведь сегодня праздник —

Славный День Победы!

Солнышко пусть светит,

Радуются люди,

Пусть войны на свете

Никогда не будет!

***

Хоть ещё мы и малы,

Садик посещаем,

Главный праздник всей страны

Мы отлично знаем.

В час, когда вокруг сирень,

И цветут тюльпаны,

Отмечают важный день

Наши ветераны.

День Победы от войны

Стал освобождением.

Бывшим воинам навек

Наше уважение.

***

Праздник Победы

Народ отмечает.

Шарик воздушный

В небо взлетает.

Песни звучат

О далёкой войне.

Гордо гвоздику

Держу я в руке!

***

Мы празднуем всегда весной

Наш праздник — день Победы,

Нам подарили этот день

Великие прадеды!

***

Поздравляю с Днем Победы

Родину большую!

Славлю наших ветеранов

И страну родную.

Всем желаю мира я,

Радости и счастья,

Пусть не будет больше войн,

Слез, потерь, ненастья.

 

Фильмы, которые можно посмотреть с детьми:

1.    «Сын полка» (6 лет и старше)

2.    «Девочка ищет отца» (6 лет и старше)

3.    «Это было в разведке» (6 лет и старше)

4.    «Юнга Северного флота» (6 лет и старше)

5.    «Садись рядом, Мишка» (6 лет и старше)

 Посетить музей вы можете по адресу:  Гродненская область, город Слоним, площадь Ленина, дом 1. Время работы: вторник-воскресенье 09:00–17:30.

 

 

© 2025 РУП Белтелеком